Ретроспектива постсоветского кино Центральной Азии
Куратор — Камиль Гимаздтинов

Кино Центральной Азии — наверное, самый загадочный пласт визуальной культуры на территории бывшего СССР.

Иногда оно пробивается яркими короткими вспышками на мировых и региональных фестивалях, как это было с «Кош ба кош» Бахтиера Худойназарова в Венеции или «Айкой» Сергея Дворцевого в Каннах; иногда попадает на большой экран и даже в повторный прокат, как «Игла» Рашида Нугманова; иногда — и все активнее в последнее время — всплывает в подборках кинокритиков и онлайн-кинотеатров. Но гораздо чаще остается абсолютно незамеченным не только за пределами Центральной Азии, но даже в ее границах.

При этом фильмы, снятые в постсоветском Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане отличаются совсем нестандартной оптикой и особым духом, не похожим ни на европейское, ни на российское, ни на любое восточное кино.

Цель этих встреч — познакомить казанцев с избранными носителями этой оптики и поговорить о ней здесь, в Татарстане.

ВХОД СВОБОДНЫЙ, ПО РЕГИСТРАЦИИ.
Иногда оно пробивается яркими короткими вспышками на мировых и региональных фестивалях, как это было с «Кош ба кош» Бахтиера Худойназарова в Венеции или «Айкой» Сергея Дворцевого в Каннах; иногда попадает на большой экран и даже в повторный прокат, как «Игла» Рашида Нугманова; иногда — и все активнее в последнее время — всплывает в подборках кинокритиков и онлайн-кинотеатров. Но гораздо чаще остается абсолютно незамеченным не только за пределами Центральной Азии, но даже в ее границах.

При этом фильмы, снятые в постсоветском Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане отличаются совсем нестандартной оптикой и особым духом, не похожим ни на европейское, ни на российское, ни на любое восточное кино.

Цель этих встреч — познакомить казанцев с избранными носителями этой оптики и поговорить о ней здесь, в Татарстане.

ВХОД СВОБОДНЫЙ, ПО РЕГИСТРАЦИИ.

Эти фильмы отличает нестандартная оптика и особый дух.

ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ:
КАМИЛЬ ГИМАЗДТИНОВ — исследователь среднеазиатского кино, магистр истории (магистерская диссертация «Постсоветский опыт конструирования собственной идентичности в среднеазиатском игровом кино»).
желтая кошка
2020, РЕЖИССЕР — АДИЛЬХАН ЕРЖАНОВ
СР 29 МАРТА 19:00

СОБЫТИЕ СОСТОЯЛОСЬ
Неонуар-истерн с теплым юмором в духе историй о Бонни и Клайде. После тюрьмы Кермек мечтает покончить с криминалом и открыть кинотеатр, но попадает в неприятности со своей новой подругой Евой.
ЖЕЛТАЯ КОШКА. ТРЕЙЛЕР
АДИЛЬХАН ЕРЖАНОВ — самый социальный и в то же время продуктивный режиссер нынешнего казахстанского кино. За последние десять лет он успел снять 15 фильмов. При этом картины Ержанова быстро стали самостоятельным культурным явлением, обросшим своими мифами и переходящими из работы в работу деталями: выдуманный поселок Каратас, постоянно возникающие в кадре чудаковатые статисты, театральные маски, широкие панорамы города и степи и так далее. А за всем этим — острая социальная критика, которая, тем не менее, не сводит каждый фильм к банальной «чернухе», а, наоборот, ловко работает с оптикой зрителя, представляя привычные, обросшие стереотипами, ситуации и конфликты в новом ключе.
Кош ба кош
1993, РЕЖИССЕР — БАХТИЁР ХУДОЙНАЗАРОВ
ПН 5 ДЕКАБРЯ 19:00

СОБЫТИЕ СОСТОЯЛОСЬ
Старый Ибрагим, проиграв в кости, вынужден отдать победителю дочь. Удивительно легкое, теплое кино о молодости, снятое в стране, где идет гражданская война. Единственный фильм на всем постсоветском пространстве, получивший главную награду Венецианского кинофестиваля.
Тюльпан
Первый художественный фильм кинодокументалиста из Шымкента Сергея Дворцевого, выигравший каннский конкурс «Особый взгляд». В «Тюльпане» он выписывает смешной и трогательный сюжет на фоне степной натуры: бывший моряк хочет завести в степи собственное хозяйство, юрту и отару овец, но для этого сначала нужно жениться. Только жениться не на ком — единственной потенциальной невесте по имени Тюльпан не нравятся его большие уши.

Фильм смешивает документальное наблюдение и художественную оптику так, что становится непонятно, где одно превращается в другое. Здесь нет «красивостей», нет искусственных монтажных склеек, зато камера схватывает на лету и выстраивает в непрерывности кадров открытую эмоцию, грандиозный сюжет на тему взаимоотношений природы и человека.
1993, РЕЖИССЕР — СЕРГЕЙ ДВОРЦЕВОЙ
ПН 26 ДЕКАБРЯ 19:00

СОБЫТИЕ СОСТОЯЛОСЬ
1993, РЕЖИССЕР — СЕРГЕЙ ДВОРЦЕВОЙ
ПН 26 ДЕКАБРЯ 19:00

СОБЫТИЕ СОСТОЯЛОСЬ
Первый художественный фильм кинодокументалиста из Шымкента Сергея Дворцевого, выигравший каннский конкурс «Особый взгляд». В «Тюльпане» он выписывает смешной и трогательный сюжет на фоне степной натуры: бывший моряк хочет завести в степи собственное хозяйство, юрту и отару овец, но для этого сначала нужно жениться. Только жениться не на ком — единственной потенциальной невесте по имени Тюльпан не нравятся его большие уши.

Фильм смешивает документальное наблюдение и художественную оптику так, что становится непонятно, где одно превращается в другое. Здесь нет «красивостей», нет искусственных монтажных склеек, зато камера схватывает на лету и выстраивает в непрерывности кадров открытую эмоцию, грандиозный сюжет на тему взаимоотношений природы и человека.