ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ
Поддержка проекта осуществлена в рамках благотворительной деятельности, на средства, предоставленные Фондом Михаила Прохорова
«Децентрализация», спектакль проекта «Театр горожан» в MOÑ. Пришла домой, в зуме взахлёб рассказываю @wirelessb, а он и спрашивает — точно ли это театр?
Точно он. Причём все жестко организовано, время (хронометраж реплик), пространство (карта города, квиз в сети, ролики на экранах, доски для заметок), события (вернее, цели), играют не для тебя, а тобой, чем выше забрался в системе, тем плотнее сидишь на своей оси. Спектакль-навыворот, хватаешь свой кусочек азарта, а на тебя смотрят артисты и сотрудники театра ;) и танцуют вместе с публикой (какое годное ж слово, гораздо точнее, чем «зрители»).
Но я простите вот еще о чем: не помню, когда в последний раз столько смеялась, моделирование комьюнити и игра в неограниченные возможности и конкуренцию кажутся среди всего, что происходит, маленькой зоной безумной нормальности, карнавальным счастьем дурака. Грустно класть фонарик на то место на карте, которое когда-то называлось Куба, весело выбирать район для мусоросжигательного завода, потому что игра вообще дело страшное. Спектакль-неспектакль провоцирует и сентиментальность и смех, и рефлексию по их поводу.
Театр, ага. Сходите, если вы в Казани.
«Можете играть, а можете смотреть на то, как играют другие!»
И я сейчас про новую театральную площадку MOÑ, что находится в здании Национальной библиотеки, хотя… Такая фраза применима и к ЖИЗНИ!
👌Мне повезло оказаться на СПЕКТАКЛЕ-ИГРЕ «ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ», где мы, зрители, стали авторами того, что происходило на сцене. Не было заранее ни ролей, ни текста. Только задания от таинственного голоса, которые хотелось выполнять.
А еще, @mon.kazan, вам так повезло собрать на одной площадке таких благодарных зрителей!
Спектакль длился около 2 часов, было много интересных заданий и веселых моментов. Но больше всего меня тронула последняя сцена, когда нам раздали светящиеся маячки и предложили указать на карте Казани (она, кстати, была расстелена на полу) ту улицу или дом, с которым у каждого из нас было теплое воспоминание. То место, которого уже нет. Или место, куда мы уже не вернемся. Я почему-то не задумываясь выбрала набережную озера Кабан со стороны ул. Марджани, вспомнив, какой она была лично для меня много лет назад. Пусть и не благоустроенной, но такой душевной, теплой, и СВОЕЙ.
Желающие рассказали про свой выбор: почему именно это место и с чем оно связано. Некоторые из этих историй были очень грустными. Были и трогательные, и забавные. Я слушала выступающих и параллельно задавалась вопросом, а почему же я выбрала именно эту точку на карте? Ответ был, но я им не поделилась. Необязательно же всем делиться, правда? Пусть и мне что-то останется. Что-то тайное, личное, никому не известное.
❤️Как житель города я рада, что у нас появилась такая площадка. Как любитель ТЕАТРА — просто счастлива!
👉🏼А вы бы что выбрали? ИГРАТЬ или СМОТРЕТЬ на то, как играют другие?
В новом театре и пространстве MOÑ состоялся спектакль-игра «Децентрализация». Пожалуй, первый постоянно-репертуарный спектакль в Казани, сделанный в жанре эдакого статистического театра, родоначальниками и классиками которого сделалась известная театральная группа «Римини протоколл» (с двумя «л»).<…>
Превращать статистику не просто в игру, а в спектакль — не простое дело, требующее огромного мастерства постановщиков-модераторов. <…> Получилось всё же, что игровая часть спектакля: фокус группы, доски для записей, микро презентации каждой группой своих достижений — вот игровая часть превалировала над театральной, полного погружения, тем более катарсиса не выходило, хотя на это работали и цветовое и музыкальное оформление, мне почему-то особенно в этих контрастных сменяющихся цветах, передающихся, через управляемые дискотечные прожектора (я в этом профан, они как-то называются, конечно) мерещилось, что я на концерте группы, играющей в стиле синти-поп.<…> И здесь эти нарочитые цветные прожектора, эта манифестируемая искусственность, намёк на шоу… как часть стиля спектакля! Это было похоже на некий квест или квиз, но посвящённый осмыслению Казани. <…>
Мастерство и высшая марка подобных спектаклей — когда начавшееся как игра действо — превращается постепенно в чудо спектакля… Ну вот здесь — мы остановились, кажется, на полдороги к чуду, зато получили очень полезный разговор-рефлексию о Казани. Самый большой шанс захватить зрителя «театрально» спектакль получил в моменте, когда вдруг перед зрителями-участниками (а там именно: зрители — они же участники-актёры) была неожиданным образом явлена история двух бездомных, которые хотят найти место в городе… это были две реальные истории, данные на озвучку двум из зрителей (одна из ролей досталась мне), и вдруг спектакль превратился в такой «сторителлинг»: рассказываемый монолог реального человека. <…> В «Децентрализации» финал интересной сцены как-то скукожился.
И всё же для Казанцев, не равнодушных к судьбе города, рефлексирующих о его судьбе и будущем — это очень хорошее и полезное, объединяющее действо, ещё один формат для встречи, разговора, во время которого формулируются предложения, встречающиеся с реальными голосами жителей районов, записанных заранее перед спектаклем. <…>
Финальным аккордом — нам предоставили короткий свободный микрофон, чтобы мы рассказали о той Казани, которая была нам дорога, но которой уже нет, о местах нашего города, исчезнувших безвозвратно. И вот, если о театральном значении спектакля можно дискутировать, то его культурологическое и социальное большое значение, по-моему, вполне очевидно. Не знаю, надолго ли приживётся «Децентрализация» в репертуаре MOÑ, но это, безусловно полезная штука, и даже можно записывать все эти спектакли, потому что в ходе них будут формулироваться предложения, которые впрямь могу оказаться полезны для нашего города.