Пт, 23 февраля 14:00-17:00
ОТКУДА АВТОФИКШН В ТЕАТРЕ? / ридинг Первая частьГертруда Стайн и ее метод ландшафтного письма — одна из важных вех в истории автофикшн. Студенткой она занималась исследованием человеческого сознания как потока и моторными реакциями, а закончила жизнь как выдающийся модернистский литератор.
Ее интересовала норма и возможность описать внешнее и внутреннее с помощью повторов, отказа от знаков препинания и изложения фактов в их связи. Все вещи на свете Стайн видела в связи друг с другом — в которой отсутствует иерархия и понятия «центр» и «периферия». В этом смысле оптика писательницы близка тому вниманию к реальности — в том числе своей собственной — которым одержимо искусство театра сегодня.
Попробуем читать про Стайн, саму Стайн и пробовать ее автописьмо.
Вторая частьПроговаривая опыт, излечивая травмуПочитаем Евреинова —одного из самых полезных теоретиков и практиков русского театра.Николай Евреинов — разносторонний деятель искусства начала XX века — изобрел, среди прочего, теорию театротерапии. Она основывается на понятии игрового инстинкта, который изначально присущ всем людям без исключения, но постепенно утрачивается. Евреинов мечтает о театре для себя — таком, который делается не для зрителя, не из любви к искусству, а исключительно из желания заново обрести полноту самого себя через пребывание на сцене.
Сб, 24 февраля 14:00-17:00
КОНЦЕПТУАЛИЗИРУЯ «Я-ПОЗИЦИЮ» (В КРИТИКЕ И В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ) / ридингУ нас для обсуждения будет три автора и три текста:
- Донна Харауэй («Манифест киборгов», 1985),
- Джудит Батлер («Психика власти: теории субъекции», 1997),
- Бояна Кунст («Производство субъективности. Художник за работой», 2012).
Все трое мыслят субъективное политически и процессуально. По их мнению, наша идентичность формируется здесь и сейчас, потому что жизнь проходит в бесконечных действиях, неотделимых ни от сознания, ни от телесности. И фиксируя эту субъективность в тексте, автор, с одной стороны, не теряет себя, а с другой — присваивает себе общественное. С третьей стороны, новая исповедальность, заполнившая буквально все пространство, порой обесценивается.
Читаем три отрывка и обсуждаем гибридность личного и политического, а также возможность проявить его в самопрезентации через письмо. Или через театр.